Меню

Экономическаяпреступность сегодня

26 Апр 2018, Четверг, 21:43
12.04.2018

Около 70 онлайн-кредиторов стали жертвами мошенников

68 кредиторов пострадали от действий мошенников, получавших займы на третьих лиц в режиме онлайн, сообщил в четверг «Коммерсантъ».

Для получения ссуд злоумышленники использовали персональные данные 50 физлиц; после заключения договоров деньги переводились на банковские счета. Как пояснил источник издания, большинство пострадавших кредиторов — онлайн-МФО, а также несколько банков и ООО.

Пока расследование инициировало только МФК «Центр финансовой поддержки» (ЦФП) в отношении лишь одного из мошенников; еще одна микрофинансовая организация подала заявление в полицию.

В пресс-службе СРО «МиР» (ее членом является ЦФП) подтвердили, что в ходе работы комитета по безопасности СРО в Сочи был выявлен гражданин, который специализировался на мошенничестве в отношении МФО. Имени злоумышленника в СРО не раскрыли — однако отметили, что правоохранительные органы собрали достаточные доказательства вины и пресекли его деятельность.

Как следует из приговора, опубликованного на сайте Центрального районного суда г. Сочи, недавно был признан виновным в покушении на мошенничество в крупном размере некий гражданин Лешкашвили. Он незаконно получил персональные данные третьих лиц и воспользовался упрощенной системой идентификации заемщика на сайте МФК, не требующей присутствия клиента и его подписи. Злоумышленник подал 50 онлайн-заявок на выдачу займов, из них одобрены были 15 займов. Лешкашвили назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год.

В данной ситуации виновным был признан лишь один человек — однако юристы считают, что мошеннические действия, скорее всего, совершались группой лиц: в случае задержания сообщников один из них при неоспоримости доказательств вины берет все на себя, поскольку совершение преступления группой лиц существенно увеличивает тяжесть наказания.


Участники рынка отмечают, что попыток мошенничества в онлайн-сегменте больше из-за сложности идентификации заемщика. Снизить риски могли бы данные бюро кредитных историй (БКИ), но микрокредиторы довольно часто пренебрегают сотрудничеством с ними. Так, по недавно обнародованным данным ЦБ, в БКИ не передают данные 402 МФО из 2214.

Как ранее отмечалось, в случаях мошенничества клиентов с «обычными» МФО последним часто приходится иметь дело с поддельными паспортами. Однако данная проблема характерна и для онлайн-сервисов: речь идет о случаях, когда паспорт утерян, фотография переклеена, но документ до сих пор значится в базе МВД как действительный. При этом, по словам гендиректора МФК «Мани Фанни» Александра Шустова, ситуация, когда человек приходит с «переклеенным» паспортом в офис МФО, больше характерна для регионов — а попытки мошенничества в онлайн-сегменте чаще происходят в Москве.