Экономическаяпреступность сегодня
«Антиотмывочную» платформу ЦБ протестируют 30 банков
30 российских банков в декабре начнут тестировать «антиотмывочную» платформу ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), сообщил в пятницу, 17 сентября, РБК со ссылкой на председателя регулятора Эльвиру Набиуллину. Этот специальный сервис, как пишет издание, позволит участникам рынка обмениваться с регулятором информацией о рисках проведения сомнительных операций со стороны клиентов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Еще в 2019 году Центробанк заявил о готовности делить на основе собственных данных банковских клиентов-юрлиц и ИП на три группы: «красных», или высокорисковых, «зеленых», низкорисковых, и «желтых», промежуточных. Согласно представлению регулятора, «красные» клиенты должны находиться на особом контроле или вообще потерять право проводить операции.
Эта инициатива ЦБ встретила шквал критики со стороны как банковского, так и предпринимательского сообщества. Банки опасались оказаться «зажатыми в тиски» между требованиями регулятора и пожеланиями клиента и видели в желании ЦБ самостоятельно делить бизнес по группам риска конфликт интересов. Представители бизнеса обращали внимание в первую очередь на перспективу несправедливо оказаться в «красном» списке. В январе 2021 года отрицательный отзыв на платформу ЗСК дала Счетная палата России. В то же время, по мнению главы Центробанка, более 95% корпоративных клиентов попадут в «зеленый» список, отмечает РБК.
В 2020 году в Госдуму был внесен законопроект, который прописывал принципы работы платформы ЗСК и предполагал обязательность учета группы клиента в комплаенс-политике банков. В феврале закон был отозван и внесен заново, текущая версия позволяет банкам оценивать клиентов самостоятельно, а платформе ЗСК, как отмечает РБК, отводится роль «дополнительного информационного ресурса».