Меню

Экономическаяпреступность сегодня

24 Апр 2024, Среда, 05:39
2.03.2022

Банки рассказали о сокращении количества мошеннических звонков

Неожиданным результатом проведения военной операции на Украине стало сокращение мошеннических звонков клиентам российских банков, пишет «Коммерсант». По оценкам участников рынка, число телефонных атак мошенников снизилось в несколько раз.

Банкиры говорят о сокращении звонков мошеннических центров в разы. По словам собеседника в крупном банке, с 24 февраля эти звонки «фактически прекратились». Он пояснил, что исходно подобные кол-центры были сконцентрированы на «зонах» (в местах лишения свободы), однако после установления там «глушилок» многие «переехали на Украину». «Видна тенденция снижения активности мошеннических кол-центров в несколько раз», — подтвердил руководитель направления противодействия мошенничеству Центра прикладных систем безопасности «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов.

В пресс-службе «Билайн» сообщили, что, по их данным, количество звонков, использующих подмену номера, с 24 февраля снизилось примерно наполовину. «В Tele2 действует система валидации трафика — она позволяет нам совместно с двумя операторами и банками предотвращать мошеннические операции с использованием социальной инженерии, — пояснили в компании. — Данные системы показывают, что число нелегитимных звонков на прошлой неделе сократилось в 11 раз по сравнению с предыдущей».

Именно социальная инженерия остается основной причиной хищения средств граждан с банковских счетов и карт. Так, по официальным данным ЦБ, за III квартал прошлого года (более поздняя статистика недоступна) было совершено 256,2 тыс. операций по списанию средств без согласия клиента. Общий объем потерь составил 3,2 млрд рублей за квартал, 41% хищений пришелся на социальную инженерию.

Основным каналом атаки, используемым злоумышленниками, является звонок на мобильный телефон клиента кредитной организации с целью получения данных (76,32%). По предварительным оценкам ЦБ, объем всех операций, совершенных без согласия клиента (физического лица) с использованием электронных средств платежа, в 2021 году составил 12,2 млрд рублей.

Закрытие ключевого канала мошеннических звонков — неожиданный результат спецоперации на Украине. Однако вряд ли эффект будет продолжительным. С одной стороны, мошенники пытаются нажиться на сложившейся ситуации. Фиксируются новые методы социальной инженерии, направленные на «помощь спасти деньги на счетах в сложной ситуации», признают операторы связи.

Более того, очевидно, что мошенники со временем мигрируют. «Кол-центры просто переедут в другие страны, — говорит основатель Chronopay Павел Врублевский. —Масштабная проблема кол-центров существует за счет разлаженной системы Card2Card платежей. По большому счету весь бизнес кол-центров построен на «дропах» и Card2Card, прекратить его можно, как и в Европе, ограничив возможность клиентам банков платить с карты на карту исключительно из своего банка».