Меню

Экономическаяпреступность сегодня

05 Мар 2024, Вторник, 08:12
28.12.2021

Мошенники стали использовать аккаунты портала госуслуг для оформления займов

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде зафиксировал действия мошенников с аккаунтами пользователей сервиса «Госуслуги», где они получили цифровые копии документов, а затем взяли займы. Об этом во вторник сообщил ТАСС со ссылкой на директора Центра Людмилу Куровскую.

По ее словам, в октябре в Центр обратился гражданин, который узнал, что на его имя оформлены займы. Как выяснилось, преступники от имени пострадавшего попросили оператора мобильной связи временно отключить его мобильный номер от сети. В течение часа, когда связи не было, мошенники получили доступ к его учетной записи на портале госуслуг и скопировали его персональные данные. Они сделали поддельную цифровую копию паспорта с личными сведениями потерпевшего и фотографией преступника. Затем вместе с этой «страницей паспорта» направили запросы на оформление кредитов в семь микрофинансовых компаний и получили деньги.

Потерпевший узнал, что на его имя выданы кредиты после звонков от сотрудников микрофинансовых компаний, которые требовали вернуть деньги с процентами. Заявитель зашел на «Госуслуги», чтобы запросить справки из бюро кредитных историй, где узнал о существовании долгов.

По словам Куровской, в истории посещений были замечены чужие устройства, что говорило о взломе аккаунта. Эксперты Центра подготовили от имени потерпевшего заявления о недействительности договоров займа, которые отправили в микрофинансовые компании. Несколько организаций аннулировали мошеннические сделки и задолженность заявителя. Две организации продолжают исполнять условия договора и начисляют проценты. «Наши юристы составили и направили в суд иск к этим компаниям о признании договоров займа недействительными и взыскании морального вреда. Иск принят, судебное заседание состоится в январе»,  — сообщила Куровская.


Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде начал работу в сентябре текущего года. Это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору.

Всего с сентября в Центр поступило 309 жалоб. Половина обращений связана с мошенничеством в цифровой среде с использованием персональных данных, в том числе оформлением кредитных договоров без ведома заявителя, активацией «серых» SIM-карт, фишингом и передаче паспортных данных неизвестным лицам. В подавляющем большинстве случаев мошенники звонят, чтобы сообщить гражданам якобы об угрозе денежным средствам на счете или о совершении банковской операции от имени клиента.