Меню

Экономическаяпреступность сегодня

22 Сен 2021, Среда, 19:44
24.06.2021

Мошенники стали звонить москвичам от имени финансового омбудсмена

Мошенники стали обзванивать жителей Москвы и Подмосковья, представляясь сотрудниками Службы финансового уполномоченного. Как сообщила в минувшую среду «Российская газета», звонки поступают в адрес тех, кто уже пострадал от мошенников ранее и обращался в полицию по поводу списания денег с карт. Гражданам в агрессивной форме сообщают, что теперь ими занимается серьезная госструктура и для решения их вопросов им необходимо явиться по определенному адресу.

Для дальнейшей беседы граждан приглашают посетить некий офис, расположенный, как правило, в престижном бизнес-центре. Пришедшим обещают помочь, но при этом требуют оплатить работу и расходы. После оплаты общение с «уполномоченными» завершается: охрана бизнес-центра не пускает пострадавших в офис, а на звонки никто не отвечает.

Как отмечается, все абоненты «липовых» уполномоченных ранее столкнулись с денежными проблемами по своим картам (речь идет о внезапном списании денег). Анализ звонков от мошенников показывает, что звонившие, предположительно, имеют на руках списки тех, кто обращался в полицию с соответствующими заявлениями (и там либо отказывали в возбуждении уголовных дел, либо прекращали их, не найдя виновных).

Финансовый омбудсен — далеко не первый в веренице официальных лиц, которыми представлялись мошенники. Так, ранее сообщалось о мошеннических звонках от имени судов, правоохранительных органов и других госструктур: Следственного комитета, Генпрокуратуры, Центробанка и Счетной палаты. Сами мошенники при этом могут представляться реальными именами действующих работников этих органов. Злоумышленники сообщают «клиенту», что того признали потерпевшим по уголовному делу и на основании приговора он вправе получить денежную компенсацию. Но для этого нужно либо явиться в суд лично, либо перечислить определенную сумму на указанный мошенниками счет. Для проверки их слов злоумышленники предлагают позвонить по названному им номеру якобы в Центробанк.

Увеличение числа мошеннических звонков подтверждают и специалисты по кибербезопасности. По словам Виталия Воробьева, аналитика Kaspersky Who Calls (приложение, определяющее неизвестные номера), в разговоре с клиентами мошенники, притворяющиеся сотрудниками госструктур, могут использовать соответствующие термины и предупреждать об ответственности, например, в случае отказа сотрудничать. Они также стараются придерживаться официального тона и бывают напористы, чтобы заставить человека принять решение быстро и «на эмоциях».

Стоит отметить, что в реальности получение возмещения по приговору суда не требует уплаты каких-либо сумм со стороны потерпевшего. Кроме того, уголовное дело рассматривают с участием признанных по нему потерпевшими граждан. О присуждении компенсации сообщают судебной повесткой или другими предусмотренными законом способами.

В Службе финансового уполномоченного в свою очередь также указали, что услуги их организации для самих граждан предоставляются бесплатно: «Естественно, мы никому не звоним. У нас просто нет такой необходимости. Хотя бы потому, что в силу закона наш институт — это орган не только для решения досудебных споров, но и для защиты прав потребителей финансовых услуг. И мы работаем только с обращениями граждан, а не финансовых институтов. Такие обращения к нам в 85% случаев поступают в электронном виде через наш сайт», — подчеркнул главный финансовый уполномоченый РФ Юрий Воронин.


По словам зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, сейчас примерно каждый десятый звонок на телефонные номера россиян является мошенническим, а основным способом осуществления таких звонков является подмена номера. При этом подавляющее большинство звонков от мошенников идут из-за границы. При этом такая схема может работать не только с «обычными» сотовыми операторами: так, эксперты компании «СерчИнформ» сообщали о появлении в мессенджере Telegram бота, который позволяет подменять номера исходящих вызовов и изменять голос.

Банки, операторы и власти уже не первый год пытаются решить проблему телефонного мошенничества. Сейчас в Госдуме на рассмотрении во втором чтении находится законопроект для борьбы с подменой номеров, который устанавливает штрафы до 80 тыс. рублей для операторов связи, не раскрывающих номера тех, кто звонил или присылал СМС. Также на законодательном уровне планируется создать антифрод-систему, которая будет анализировать и блокировать входящие звонки от мошенников. Аналогичную платформу уже самостоятельно на коммерческих условиях запустили ряд крупных банков и операторов связи.

В первом квартале 2021 г. регулятор инициировал блокировку более 6 тыс. мошеннических телефонных номеров (за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 4,5 тыс.). По данным ЦБ РФ, число атак на клиентов банков с использованием методов социальной инженерии в прошлом году выросло почти в два раза (на 88%) по сравнению с 2019 г. В подавляющем большинстве случаев (84%) мошенники связываются со своими жертвами по телефону.


Для того чтобы избежать мошенничества, не следует сообщать незнакомым людям, кем бы они ни представлялись, данные банковской карты, коды из СМС и секретные слова, а также вводить их на сомнительных ресурсах. При поступлении звонка от «сотрудников» банка и других структур, пытающихся выманить данные карты, необходимо сбросить вызов и перезвонить в свой банк по номеру, указанному на официальном сайте или обратной стороне карты. Также нельзя переводить деньги куда бы то ни было по указанию незнакомых людей, даже если они представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов или сотрудниками компаний с известными брендами.