Меню

Экономическаяпреступность сегодня

25 Апр 2024, Четверг, 07:23
12.07.2021

Объем несанкционированных операций в первом квартале приблизился к 3 млрд рублей

Банк России фиксирует значительный рост мошеннических операций. Как говорится в обзоре регулятора, совокупный объем банковских операций, проведенных без согласия клиентов, в первом квартале текущего года превысил 2,87 млрд рублей. Это почти в 1,6 раза выше результата годичной давности и более чем двукратно превышает результат 2019 г. 

В ЦБ связывают рост объема и количества несанкционированных операций с активным переходом граждан на дистанционный формат потребления продуктов и услуг. Также в статистике первого квартала учитываются операции декабря 2020 г., по которым, в связи с новогодними праздниками, клиенты обратились лишь в январе.

Так, объемы несанкционированных операций в банкоматах превысили 300 млн рублей (это максимальное квартальное значение с начала 2019-го). При этом объем таких операций по оплате товаров и услуг в интернете, напротив, сокращается второй квартал подряд (менее 880 млн рублей), тогда как максимума он достигал в третьем квартале 2020 года (1,18 млрд рублей).

Что касается несанкционированных операций при дистанционном банковском обслуживании юрлиц, то здесь тоже наблюдается рост: так, в первом квартале этого года объем составил более 562 млн рублей (свыше 1,5 тыс. операций). Это в два раза больше, чем годом ранее и в пять с лишним раз больше, чем в начале 2019-го. По оценке экспертов, крупная компания в среднем за квартал сталкивается с десятью различными типами угроз. К ним относятся, в частности, фишинговые атаки и атаки шифровальщиков.

ЦБ отмечает резкое увеличение атак, направленных как на клиентов финансовых организаций, так и на сами организации. Общее количество выросло до 11,4 тыс. ед., превысив показатель годичной давности вдвое. По данным Сбербанка, ежедневно фиксируется более 100 кибератак на инфраструктуру и финансовые сервисы банка, совершается более 10 тыс. попыток мошенничества в отношении клиентов. Вместе с тем ЦБ отмечает снижение доли социальной инженерии по всем операциям без согласия клиентов — с 64% до 56,2%.

Однако наибольшую активность злоумышленники, как и прежде, проявляют на поле телефонных звонков. С учетом этого регулятор за отчетный период направил операторам связи более 6,1 тыс. запросов для принятия мер в отношении номеров телефонов, используемых в противоправных целях. Это почти в 1,4 раза больше, чем годом ранее.

Как ранее заявлял зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов, Россия лидирует по телефонному мошенничеству, ситуация имеет все признаки национального бедствия. По его словам, кибермошенники совершают около 100 тыс. звонков в день, девять из десяти владельцев мобильных телефонов сталкивались с телефонным мошенничеством и принимали такого рода звонки.

По мнению ЦБ, закон, который бы обязал операторов мобильной связи блокировать звонки с подменных номеров, позволит значительно повысить эффективность противодействия телефонному мошенничеству.

По данным ЦБ, объем возвращенных средств увеличился, однако доля возвратов при этом существенно сократилась. Если в первом квартале 2020 г. она составляла 11,3%, т. е. клиентам было возвращено почти 207 млн рублей, то в этом году доля сократилась до 7,3% (клиентам возвращено почти 210 млн руб.). Станислав Кузнецов оценил потери российской экономики РФ от киберпреступлений к началу 2022 г. в 6 трлн рублей.