Меню

Экономическаяпреступность сегодня

25 Апр 2024, Четверг, 20:49
22.12.2022

Телефонные мошенники придумали новый способ обмана россиян — «активация банковской карты»

Телефонные мошенники придумали новую схему, нацеленную на россиян, получивших новые банковские карты. Как пишут «Известия», злоумышленники звонят людям через 10–15 минут после доставки карты и предлагают якобы ее активировать; фактически же они пытаются выманить данные, чтобы похитить деньги со счета.

Чаще всего о выпуске новых карт, их функционале (дебетовая, кредитная, карта рассрочки) и движениях средств на счетах мошенники узнают от «кротов» среди сотрудников банков, в том числе штатных курьеров, пояснила руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» и координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева. По ее словам, злоумышленники платят таким «кротам» от 500 до 1500 рублей за слив данных об одном клиенте.

Есть и другие варианты того, как данные карт попадают к мошенникам. К примеру, сведения о держателе, части реквизитов и банковском счете есть у работодателей клиента банка, которые перечисляют ему зарплату. Кроме того, люди используют карты при покупках в различных интернет-магазинах, где сами же указывают реквизиты. Иногда мошенники могут просто обзванивать людей, пока не попадут на человека, который по случайному совпадению действительно является клиентом банка и недавно выпустил карту.

Звонки реальных сотрудников банка

Настоящие сотрудники банка тоже могут позвонить клиенту после выпуска карты, но лишь для того, чтобы выяснить, доволен ли он качеством сервиса, и напомнить об активации в течение определенного срока. О таком звонке предупреждают еще при посещении офиса банка. При этом настоящий сотрудник никогда не будет спрашивать у клиента персональные данные, ведь тот уже предоставил всю информацию. Иногда клиентам звонят с предложением банковских услуг и продуктов с разъяснениями условий предоставления кредита, открытия счета, вклада и преимуществ перед другими банками. Но и в этом случае персональная информация о клиенте не будет интересовать сотрудника организации.

Звонок также может поступить из службы безопасности банка, если ее работники видят подозрительные операции с картой клиента. До этого ему обычно поступает уведомление о том, что операция заблокирована. В таком случае у человека могут спросить его фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения и, возможно, кодовое слово, которое он указал в договоре с банком. Однако если клиент не проводил никаких операций, ему достаточно сказать только об этом, не раскрывая данных (блокирование подозрительной операции всегда производится автоматически, а разблокирование — с участием клиента банка).

Как вычислить «фальшивого банкира»

Разница между настоящим банковским сотрудником и мошенником состоит в том, что первый обычно звонит с предложением, а второй — с целью получения информации. Причем злоумышленники что-то требуют от клиента, не дают времени на размышления и давят на него. Кроме того, в последнее время банки стараются сначала высылать свои предложения по почте или в сообщениях, а звонки становятся просто методом закрепления информации.

Банковский сотрудник не будет спрашивать, являетесь ли вы его клиентом, не попытается выяснить полный номер карты (разве что иногда последние четыре цифры, если у вас несколько карт в этом банке), сведения о периоде действия карты и тем более CVV-номер. Сотрудник никогда не попросит сообщить пришедший на телефон код или PIN-код, не потребует переслать сообщение или установить какое-либо приложение на телефон.

Чтобы обезопасить себя и свои деньги, эксперты советуют сразу завершать такой разговор, не поддаваясь спешке и панике. При возникновении сомнительных ситуаций можно перезвонить по номеру телефона, указанному на карте или в договоре обслуживания.