Меню

Экономическаяпреступность сегодня

29 Ноя 2022, Вторник, 11:34
1.09.2022

Телефонные мошенники придумали очередную уловку: «зачисление кредита на карту другого банка»

Телефонные мошенники придумали новую уловку, чтобы вывести жертву на разговор: они звонят от имени Сбербанка и интересуются, зачем одобренный кредит нужно зачислить на карту другого банка. Как сообщило в четверг РИА Новости, именно такой звонок накануне поступил журналисту информагентства от «виртуального помощника Сбербанка».

«Час назад от вашего имени через приложение Сбербанк Онлайн была подана заявка на получение потребительского кредита в нашем банке. Она была вам одобрена, но для зачисления денежных средств была указана карта Альфа-банка с окончанием 0220. Мы связались с вами уточнить, по какой причине вы указали данную карту?» — спрашивал робот.

Журналист сбросил звонок и перезвонил в Сбербанк, где ему сообщили, что он столкнулся с мошенниками. Эксперт глава фонда «За права заемщиков», директор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева в свою очередь указала, что в этой легенде наблюдается наслоение сразу нескольких прежних версий, поскольку злоумышленникам приходится постоянно корректировать свои сценарии, чтобы добиться желаемого.

По ее словам, вопрос «Почему в кредитной заявке указана карта другого банка» является отсылкой к положениям 115-ФЗ, в рамках которого банки обязаны проверять легитимность и добросовестность перечисления средств на счета третьих лиц, чтобы исключить финансирование преступлений и отмывание денег.

Лазарева добавила, что в момент поступления такого звонка не многие знают и могут вспомнить, что в кредитных заявках вообще не указываются счета и карты, на которые должны быть переведены заемные средства. Это выясняется уже после одобрения заявки при составлении договора.

Указание «окончания» карты также является уловкой из арсенала социальной инженерии: кто-то воспринимает это, как окончание номера карты и в таком случае появляется оттенок достоверности сообщаемой информации — при осуществлении операций банк иногда сообщает именно последние четыре цифры номера карты. Кто-то из потенциальных жертв может расценить эти цифры, как дату, до которой карта работает и вспомнит новости о том, что по указанию регулятора банки продлевали их сроки действия.

«Схема со звонком из банка робота — виртуального помощника, какой бы легендой этот звонок ни сопровождался, рассчитана то, чтобы вызвать у жертвы панику. Если не прервать звонок, то жертву затем переключают на оператора для «решения проблемы» и в итоге методами социальной инженерии у человека либо выманивают платежные реквизиты, либо вынуждают перевести деньги на «защищённый счёт» для сохранности»,  — пояснила Лазарева.