Меню

Экономическаяпреступность сегодня

29 Ноя 2022, Вторник, 10:12
10.01.2022

В 2021 году кибермошенники похищали у клиентов банков в среднем 1 млрд рублей каждый месяц

В 2021 году объем кибермошенничеств в России достиг рекордных показателей, сообщил портал Банки.Ру со ссылкой на материалы информационного агентства РИА Новости. Как следует из сообщения, по данным ЦБ, за первые 9 месяцев минувшего года объем хищений денежных средств клиентов банков составил 9 млрд рублей. Таким образом, в среднем каждый месяц злоумышленники похищали около 1 млрд рублей средств клиентов банков. При этом сумма ущерба могла бы быть значительно больше. Так, банк ВТБ заявлял о предотвращении хищений средств клиентов на 10 млрд рублей только за первые 8 месяцев минувшего года.

Как сообщается, в большинстве случаев мошенничества совершаются по телефону. Согласно заявлениям банка ВТБ, к сентябрю прошлого года активность мошенников-«обзвонщиков» выросла в 1,5 раза по сравнению с началом 2021-го, а по сравнению с сентябрем 2020-го она выросла на 70%.

До сих пор в большинстве случаев телефонные мошенничества совершаются с использованием средств социальной инженерии (методов, с помощью которых злоумышленники втираются в доверие к жертвам), хотя в 2021 году применение этого метода пошло на спад. Так, по данным регулятора, в I квартале прошлого года доля преступлений с использованием социальной инженерии составляла 56,2%, а в III квартале — 41%. В III квартале 2020-го года этот показатель достигал 63,8%.

При этом наиболее популярный ранее сценарий, с якобы звонком из службы безопасности банка, трансформировался в телефонные разговоры с мнимыми представителями правоохранительных органов и госструктур. По данным «Лаборатории Касперского», популярность такого сценария в 2021-м выросла по сравнению с 2020-м годов в десять раз. Кроме того, как отмечают опрошенные информационным агентством эксперты, «нововведением» прошлого года стало провоцирование жертвы на самостоятельный звонок в фальшивый колл-центр. Согласно предположениям специалистов, такой прием позволяет повысить доверие жертвы к мошенникам.

Популярным способом хищения средств клиентов с банковских карт и счетов остается фишинг, а также гибридные сочетания фишинга и социальной инженерии. Так, по данным ВТБ, каждая седьмая мошенническая атака на клиентов этого банка носит гибридный характер. Эксперты ожидают, что в 2022 году мошенники продолжать совершенствовать способы воздействия на потенциальных жертв, в том числе с использованием актуальной новостной повестки. Так, мошенники могут предлагать гражданам «обходить отключение от SWIFT» или «легально заносить сведения о вакцинации на Госуслуги».