Меню

Экономическаяпреступность сегодня

25 Сен 2018, Вторник, 07:47
19.06.2018

В скандале с застрявшими в Эмиратах российскими моряками оказался замешан «авторитет» из Приморья

В начале июня в Приморье вернулись моряки с танкеров «Каролина Винд» и «Кристал Ист», на полгода застрявшие в Объединенных Арабских Эмиратах. «Комсомолка» подробно освещала эту громкую историю. В 2017 года оба танкера, которые принадлежат компании «Находка-Портбункер» арестовали за долги в порту Шарджа. Их экипажи долгие месяцы жили практически без снабжения. Еды, воды, лекарств и топлива у них не хватало. Судовладелец, Вячеслав Цой, говорил, что у него просто нет денег. Мол, поймите меня, я банкрот, что с меня взять. В результате снабжением и репатриацией российских моряков занялись его кредиторы.

История вроде бы простая и понятная – не первый взгляд. Однако, как выяснилось, с «Находкой-Портбункером» все не так просто. Пока экипажи двух танкеров голодали, аффилированные с судовладельцем фирмы выкупали у него долги и суда. Сам Цой, по всей видимости, все время ворочал миллионами рублей. Нашлось в этой схеме место и попавшим в беду морякам. Но – обо всем по порядку.

Продам долги

Крупнейшим кредитором «Находки-Портбункера» до начала 2017 года являлся «Росбанк». Ему компания-судовладелец задолжала 921 миллион рублей – то есть 14,6 миллионов долларов! В январе право требования по долгу выкупил у банка камчатский «Колхоз им. Бекерева». Согласно платежному поручению, за эту сделку колхоз заплатил «Росбанку» всего 160 миллионов рублей – то есть долг приобрели с огромным дисконтом. Права требования обеспечивались залогом трех танкеров – «Кристал Норд», «Кристал Зюйд» и «Кристал Вест». Таким образом, «Колхоз им. Бекерева» стал крупнейшим кредитором судовладельца.

Спустя месяц «Кристал Зюйд» и «Кристал Вест» продали двум гонконгским компаниям – компаниям Baode Ocean HK Shipping Co., и Rui Xiang HK Marine Co. Сведения об этих сделках можно найти в открытых источниках.

Фото: importgenius.com
Фото: importgenius.com

Летом 2017 года – незадолго до того, как арестовали «Каролину Винд» и «Кристал Ист» другая компания – «Росвымпелфлот» выкупила еще один долг ООО «Находка-Портбункер». В этот раз речь шла о задолженности в 24,7 миллиона перед «Райффайзен-банком». Право требования «Росвымпелфлот» получил за 11,3 миллиона. Этот долг обеспечивался залогом судна «Асиан Фаир».

Зачем вообще кому-либо потребовалось выкупать долги компании Вячеслава Цоя? Для этого нужно разобраться, что дают подобные сделки. Прежде всего – это, конечно, возможность заработать. Покупаешь долг с дисконтом, потом разницу выплачивают тебе. Тут выгода очевидна. Однако это не все.

Список судов ООО "Находка-Портбунер". Фото: fleetphoto.ru
Список судов ООО «Находка-Портбунер». Фото: fleetphoto.ru

Во-первых, лицо, выкупившее долг, становится кредитором фирмы. Это значит, что оно голосует на собрании кредиторов по важнейшим вопросам, связанных с процедурой банкротства. Например, нынешний арибтражный управляющий «Находки-Портбункера», Владислав Нуриев, держится только за счет «Колхоза имени Бекерева». Об этом корреспонденту «Комсомолки» рассказал источник, близко знакомый с ситуацией.

Во-вторых, кредитор согласовывает порядок реализации долгов. То есть от него зависит, кто и за какую сумму приобретет залог.

В-третьих – кредитор соглашается или не соглашается с оценкой залога. Это, наверное, самый важный момент в этой истории. По закону, 80% суммы, полученной при продаже, идет держателю залога. Остальные деньги отправляются в общую кассу, из которой выплачиваются деньги всем остальным кредиторам. То есть даже если ты выкупишь этот залог сам у себя, то все равно потеряешь 20 процентов суммы.

Шкуры, хвосты и странные связи

Здесь начинается самое интересное. При детальном рассмотрении выясняется: фирмы, которые выкупили долги у «Находки-Портбункера», аффилированы с ее владельцем, Вячеславом Цоем. Вторым действующим лицом в этой схеме является «авторитетный предприниматель» из Находки, Евгений Романов – бизнес-партнер Цоя. Жителям Приморья он известен по громкому криминальному скандалу, разразившемся в 2012 году. Тогда Романова задержали по подозрению в вымогательстве взятки. В ходе последующих обысков в офисе, который принадлежал бывшей жене бизнесмена, оперативники изъяли большое количество шкур и черепов животных. Часть трофеев принадлежала краснокнижным видам: 148 медвежьих лап, 2 шкуры гималайского медведя, 3 шкуры бурого медведя, 2 шкуры и 5 хвостов уссурийского тигра, 5 туш орлана… Как писали тогда приморские СМИ, Евгений Романов является выходцем из эпохи «лихих девяностых», когда Находку делили между собой крупные банды. Романову удалось избежать тюрьмы – он отделался 9-миллионным штрафом. Сейчас Евгений является обычным приморским бизнесменом. Ну, или почти обычным.

Евгений Романов. Фото: ОТВ-Прим
Евгений Романов. Фото: ОТВ-Прим

По странному стечению обстоятельств, фирмы, выкупившие долги ООО «Находка-Портбункер», оказались связаны с Вячеславом Цоем и Евгением Романовым.

«Колхозом им. Бекерева», действительно крупным камчатским предприятием (его уставной капитал составляет 100 миллионов) владеет находкинский бизнесмен Александр Сомов. Другим его активом является находкинская компания «МК Рефтранс». По данным системы «Спарк-Интерфакс», 20 процентов фирмы принадлежит ему, 60 процентов – его жене. Фирма занимается железнодорожными грузовыми перевозками. Гендиректором «Рефтранса» является Сергей Ахромеев. Он также является совладельцем компании «Моррефсервис». Пятая часть акций данного предприятия принадлежит некому Александру Токарскому, который является бизнес-партнером вышеуказанного Евгения Романова.

Интересно, что совладельцем другой компании Сергея Ахромеева, «Камчатрефтранса» является некий Эдуард Цой. Конечно, он может оказаться однофамильцем. Но совпадение выглядит несколько странным.

Вся схема выглядит вот так.
Вся схема выглядит вот так.

Владельцем и директором «Росвымпелфлота» являеься Александр Абашин. С 2009 по 2016 годы он возглавлял компанию «Успения», которое принадлежит Вячеславу Цою и Евгению Романову (каждый владеет 50% предприятия).

В случае с "Росвымпелфлотом" схема попроще
В случае с «Росвымпелфлотом» схема попроще

Что характерно, учредили предприятие буквально за пару месяцев до того, как оно выкупило долг у «Райффайзен-банка». Это позволяет предположить, что фирма изначально создавалась для данной цели. Интересно, что за четыре месяца до этого в Находке зарегистрировали еще один «Росвымпелфлот». Принадлежит компания-двойник Елене Цой, родственнице Вячеслава Цоя. Зачем это сделали – остается только гадать.

Тайный смысл

Как мы писали выше, кредитор компании-должника соглашается или не соглашается с оценкой заложенного имущества. При этом получает он всего 80 процентов суммы – остальные деньги идут в «общак». Все похоже на то, что «Находка-Портбункер» выкупала свои долги сама у себя – через аффилированные компании. В данной ситуации ей было выгодно приобрести танкеры по заниженной стоимости, чтобы потерять меньше денег.

Об этом косвенно свидетельствуют результаты торгов. Так, танкер «Кристал Норд» (находился в залоге у «Колхоза им. Бекерева) имел начальную стоимость в 71,6 миллиона рублей. В марте 2018 года его продали «Росвымпелфлоту» всего за 51,5 миллионов. Стоит отметить, что танкер уже долгие месяцы стоит в порту Шарджа – неподалеку от злополучного танкера «Кристал Ист». Там все это время находится экипаж, у которого вообще нет никаких проблем со снабжением. В то время как экипаж «Иста» не имел ни еды, ни воды.

Танкер "Кристал Норд" под своим старым названием. Фото: marinetraffic.com\Валерий Черезов
Танкер «Кристал Норд» под своим старым названием. Фото: marinetraffic.com\Валерий Черезов

Тот же «Росвымпефлот» по дешевке купил танкер «Асиан Фаир», который был его залогодержателем. То есть аффилированная с Вячеславом Цоем компания выкупила у него уже два судна.

И снова про «Кристал Ист»

По информации источника «Комсомольской правды», по той же самой схеме «Находка-Портбункер» собиралась продать «Каролину Винд» и «Кристал Ист». 25 сентября конкурсный управляющий Нуриев нанимает оценщика, который оценил танкеры в 63 и 157 миллионов рублей соответственно. С этими суммами не согласился один из кредиторов компании, потребовавший новой оценки.

Тогда судовладелец начал буквально саботировать все попытки повторной экспертизы. Тогда же, осенью 2017 года, фактически прекратилось снабжение экипажей. Во всем происходящем начинают обвинять «взбычившего» кредитора – крупный российский банк. Дескать, они арестовали судно, из-за них страдают люди – а мы бедные банкроты, в карманах пусто. Деньги, как уже можно понять, у Вячеслава Цоя были.

Моряки с танкеров "Кристал Ист" и "Каролина Винд", судя по всему, стали орудием шантажа. Фото: seablue.ru
Моряки с танкеров «Кристал Ист» и «Каролина Винд», судя по всему, стали орудием шантажа. Фото: seablue.ru

Ситуация сильно напоминала обыкновенный шантаж, жертвами которого стали моряки с обоих танкеров. Все разрешилось только благодаря активному вмешательству СМИ: после громкой огласки «Находка-Портбункер» уже не могла действовать по-старому. Новую оценку судна провели 15 февраля 2018 года; разница в деньгах оказалась колоссальной. Так, «Кристал Ист» оценили в 233 миллиона рублей. Фактически, это на миллион евро больше прежней стоимости.

Судя по всему, эпопея с компанией «Находка-Портбункер» еще не закончена, и разных разбирательств в этой мутной истории будет много. Остается надеяться лишь на то, что российские моряки больше не окажутся жертвами странных бизнес-схем.