Меню

Экономическаяпреступность сегодня

04 Июн 2023, Воскресенье, 10:07
24.05.2011

Выйти в ноль

Публичный пересмотр дел по экономическим преступлениям может стать более справедливой, эффективной и безопасной альтернативой тотальной амнистии отбывающим сроки предпринимателям.

В самое ближайшее время власти так или иначе придется решать проблему «закошмаренного бизнеса» – то есть осужденных предпринимателей. Во-первых, это выгодная предвыборная тема, за которую может взяться, например, новорожденный политик Михаил Прохоров – надо же ему на чем-то заработать продекларированное второе место. Во-вторых, ситуация с оттоком капитала и бизнес-климатом уже всем очевидна, а в 2010 году Росстат впервые отметил превышение числа ликвидированных предприятий над числом созданных. В-третьих, если нам говорят уже с самых высоких трибун о заказных делах, надо ведь какие-то успехи в борьбе с этим прискорбным явлением предъявить.

По данным МВД, от 82% до 99,7% экономических преступлений (по статьям) выявляются без заявления потерпевших, что есть основной признак заказного преследования; при этом налоговые преступления, где трудно представить такое заявление, в статистику МВД не входят.

Есть и еще одно важное соображение. Бизнес-посадки стали повсеместным явлением после 2004 года, после первого приговора по делу ЮКОСа, когда силовикам была продемонстрирована безнаказанная и безотказная схема, которую те с энтузиазмом взяли на вооружение. Но массовый характер бизнес-посадки приобрели после 2008 года, когда президентом стал не выходец из соответствующих структур, и силовики решили, что над ними уже и вовсе никого нет. Достаточно посмотреть, как они в тесном содружестве с судами проигнорировали «медведевскую либерализацию» экономических статей УК, проведенную в апреле 2010 и в марте 2011 года.

Однако тюрьма – это не смерть, и основная масса незаконно осужденных предпринимателей начнет выходить из колоний как раз примерно со следующего года: нынешний средний «предпринимательский» срок – 8 лет, то есть попавшие в тюрьму в 2008-м начнут условно-досрочно освобождаться по прошествии половины срока. А это люди активные и в основном не сломавшиеся. Они начнут добиваться расследований, начнут кого-то громогласно разоблачать (терять-то уже нечего), будут подавать иски к государству; а кто-то обозлившийся будет мстить. Те – «отстреливаться». То есть в наш репертуар вернется известная душераздирающая песня «Братва, не стреляйте друг в друга».

Вот всего этого букета хотелось бы избежать. Вопрос – как.

Амнистия «экономическим» второй год не проходит в Думе, и единороссов, блокирующих такие законопроекты, понять можно: им все равно, сколько сидит предпринимателей и какие потери из-за этого несет страна, лишь бы на свободе не оказался Ходорковский.

Однако даже если случится чудо, и амнистия будет принята (что вряд ли), люди, конечно, получат свободу, но остальные проблемы амнистия не решит. На освободившиеся места посадят еще столько же «освежеванных» и «обезжиренных» предпринимателей. Однако амнистия не единственный возможный инструмент освобождения бизнеса. Если бы институт, наделенный властными полномочиями (президент, правящая партия или хоть Верховный суд, да даже парламент подошел бы), предложил бы предпринимателям некое «обнуление взаимных претензий», проблема была бы решена. А попутно можно было бы совершить еще пару-тройку славных подвигов типа чистки судебной системы, настоящего реформирования МВД, прокуратуры и следствия.

Для этого нужно, чтобы властный институт формально или неформально послал бы бизнесу, прежде всего осужденному, сигнал: «Вас, дорогие наши, посадило не государство, которое хорошее, а конкретные милиционеры, прокуроры, судьи, которые плохие и мешают нам жить. Давайте начнем наши отношения сначала: забудем личные обиды, ваши дела будут пересмотрены под строгим контролем общественности, а если выяснится, что дело сфабриковано, вас немедленно отпустят с извинениями. А вы не будете подавать на государство в суд и разорять Минфин своими исками, в том числе международными. Зато вы можете (более того, почти обязаны) всеми законными способами преследовать государевых людей, неправедно несущих службу. И тем самым очистите ряды и все такое».

Такая конструкция «нулевого варианта» имеет, очевидно, большее количество плюсов, нежели минусов (а их легко нивелировать, если голову приложить).

Очевидные плюсы такие:

— при публичных пересмотрах экономических дел сильно снижается вероятность выпустить реально виновного; амнистия же предоставляется всем подряд, к тому же она не отменяет судимости, а пересмотр – это полная реабилитация (при позитивном исходе);
— предприниматели восстанавливают доверие к государству – ведь оно признает «перегибы на местах»;
— имидж власти, заступницы бизнеса и борца с коррупцией, приобретает реальные черты, а государство с высоко поднятой головой торжественно входит в клуб самых что ни на есть правовых стран – глядишь, ему там понравится;
— суды, МВД, прокуратура и СК могут избавиться от наиболее одиозных своих сотрудников. При массовом пересмотре дел картина станет понятной: судья А засадил незаконно пятерых, а судья Б – 40 человек. Б изгоняется, А раскаивается и получает второй шанс. То же – с полицией и следователями.

Понятно, что коррупция идет сверху, но надо же когда-то остановиться. Было бы эффективней не сажать всех подряд, теперь уже другую касту (тем более что она окажет серьезнейшее сопротивление), а запустить и наладить механизм самоочистки.

К тому же напуганные чисткой судьи, прокуроры и следователи долго еще не будут брать – а может, и вовсе не будут, если уволятся, не получая ожидаемой ренты с профессии.

Минусы не так страшны, как кажется на первый взгляд. Вариант «око за око» здесь не проходит. К тому же создатели заказных схем и коррупционных пирамид останутся незатронутыми. Зато «нулевой вариант» создаст механизм дренажа и самоочистки насквозь больного организма. В конце концов, если нельзя объявить амнистию предпринимателям, ничто не мешает объявить амнистию исполнителям заказов. Заказчики дел (то есть в основном партнеры и конкуренты посаженных предпринимателей) тоже останутся в стороне. Пусть это будет платой – чтобы осужденные под заказ впредь семь раз думали, с кем дело иметь. Щепетильность тоже дорогого стоит.

В общем, одна польза от такого дела, как «нулевой вариант». Конечно, сразу встает главный проклятый вопрос современности – о Ходорковском: его ж ни за что не выпустят. Ну, пусть будет публичный пересмотр – для начала хотя бы первого дела ЮКОСа, по которому даже уже Верховный суд признал арест Ходорковского и Лебедева незаконным, и ничего – луна не упала на землю. В конце концов, нельзя же пересмотреть сразу все дела. Можно и по алфавиту. К букве «Х» полезность и безопасность «обнуления» должна стать очевидной даже Данилкину. Не говоря уже о его формальном и неформальном руководстве.

Источник: «Газета.ру», 24.05.2011
 
Автор: Ольга Романова