Меню

Экономическаяпреступность сегодня

29 Мар 2024, Пятница, 03:22
6.02.2023

Зампред Центробанка рассказал о новой схеме обмана населения с помощью QR-кодов

Мошенники придумали новую схему обмана: они размещают в общественных местах QR-коды, при переходе по которым гражданам обещают оформить социальные выплаты. Для их начисления, как утверждается, нужно ввести свои данные; фактически же злоумышленники таким образом выманивают личные и финансовые сведения, которые впоследствии можно использовать для хищения денег с банковских карт. Об этом в интервью «Известиям» рассказал зампред Банка России Герман Зубарев.

По его словам, сканируя QR-код, человек попадает в чат-бот в мессенджере. Далее выясняется, что ему якобы положена выплата. «Пособия для социально незащищенных, выплаты студентам, семьям с детьми — у мошенников заготовлен целый перечень таких обещаний, чтобы завлечь и обмануть как можно больше людей», — рассказал Зубарев изданию.

Как отмечается, такие QR-коды появляются там, где их легко заметить, но при этом сложно проконтролировать их размещение: на стенах домов и подъездов, на остановках общественного транспорта и парковках, а также в других общественных местах. «Это не новый вариант взаимодействия с жителями городов — раньше, например, рекламу с номерами телефонов часто размещали на асфальте», — добавил зампред ЦБ. Он также отметил, что использование чат-ботов вызывает у граждан дополнительное доверие, создавая ощущение функционирования автоматического сервиса некоего официального ведомства.

В качестве защиты от подобного мошенничества предполагается ввести специальный механизм — т.н. «период охлаждения», который предусматривает двухдневную приостановку зачисления денег на подозрительные счета. В случае игнорирования банком информации о переводе денежных средств без согласия клиента финансовая организация будет обязана компенсировать похищенную сумму в полном объеме в течение 30 дней. Соответствующий законопроект об этом подготовлен при участии Банка России и в сентябре прошлого года внесен в Госдуму.