Меню

Экономическаяпреступность сегодня

26 Апр 2024, Пятница, 14:24
14.02.2023

ЦБ рассказал о самых распространенных мошеннических схемах в отношении банковских клиентов

Банк России опубликовал обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций. Из приведенных в исследовании данных, в частности, следует, что наибольшее число мошеннических операций в 2022 г. пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете, а основным инструментом злоумышленников осталось использование социальной инженерии.

При этом в 2022 г. объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 го. на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (плюс 39%, до 1 458,6 трлн рублей) с применением электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа). Благодаря расширению комплекса мер, которые банки принимают для противодействия мошенничеству, количество операций без согласия клиентов в отчетный период снизилось на 15,31% по сравнению с 2021 г.

Как и в предыдущие годы, больше всего операций без согласия клиентов пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете, говорят в Банке России. Однако в прошлом году активность мошенников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг; здесь общий размер потерь составил 9,3 млрд рублей.

Основным инструментом злоумышленников осталось использование социальной инженерии — когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие совершить хищение.

«Доля таких операций составила 50,4% против 49,4% годом ранее. По оценкам Банка России, в 2022 году наблюдался рост средней суммы одного хищения, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии, что в том числе привело к увеличению общего размера ущерба по операциям без согласия клиентов», — отмечают специалисты ЦБ.

Кроме того, в 2022 г. мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения.

Противодействие мошенникам

В 2022 г. Банк России инициировал блокировку более 756 тыс. мошеннических телефонных номеров — это в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее. Это максимальный показатель с начала такой работы в 2019 г.

Банкам было рекомендовано временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом лицам, информация о которых содержится в базе ФинЦЕРТ Банка России. Как подчеркивают в ЦБ, эти меры способствовали сокращению количества операций без согласия клиентов.