Меню

Экономическаяпреступность сегодня

18 Янв 2021, Понедельник, 19:51
9.11.2020

Ежемесячные объемы хищений на сайтах объявлений достигли 120 млн рублей

Ежемесячные объемы хищений на российских сайтах объявлений достигли уже 120 млн рублей, сообщил в понедельник «Коммерсант» со ссылкой на исследование Data Leakage & Breach Intelligence (DLBI).

По оценке экспертов, это сейчас второй по размеру сегмент мошенничества после банковского. Так, мошеннические группировки за 12 месяцев к ноябрю 2020 г. заработали более 660 млн рублей на 111 тыс. операций по переводу средств с карт клиентов крупных российских сайтов объявлений и служб доставки. Общий размер хищений достигает минимум 0,8–1 млрд рублей, уточнил основатель DLBI Ашот Оганесян.

Мошеннические трансакции были выявлены по картам 78 банков, 81% из них проходит через СберБанк, выяснили в DLBI. Больше всего жертв мошенники нашли на Avito (62% по количеству и 54% по сумме трансакций) и «Юле» (22% и 23%). Всего заработком на сайтах объявлений занимаются 13,1 тыс. мошенников. За последний год средний заработок каждого из них составил 28,2 тыс. рублей, а организатора группировки — 1,8 млн. Средняя сумма одной трансакции — 5,9 тыс. рублей, отмечается в исследовании.

Как полагает Оганесян, росту объемов способствовали увеличение популярности сайтов объявлений, а также появление «криминального аутсорсинга» в формате «мошенничество как сервис», что позволило мелким мошенникам получить простой доступ к технологиям.

По мнению экспертов, хищение денег набирает обороты и в связи с появившейся возможностью прямой оплаты заказа и перевода денег через интернет-площадки: мошенники связываются с жертвами в обход официального ресурса и предлагают завершить покупку путем перевода денег по фишинговой ссылке. Также продавец может сообщить о техническом сбое и прислать ссылку на оплату от «службы технической поддержки», при переходе по которой покупатель попадет на вредоносный ресурс. Аналогичным образом мошенники могут перенаправить покупателя на поддельный сайт курьерской службы или проинформировать о том, что с товаром случилась форс-мажорная ситуация, поэтому для компенсации необходимо организовать возврат денежных средств.

Сервисы объявлений пытаются затруднить работу мошенникам. Например, стандартный набор защиты пользователей включает в себя системное предупреждение, когда другой пользователь предлагает перевести беседу вне сервиса, сообщили в «Юле». Помимо этого, нейросеть анализирует поведение пользователей, выделяя подозрительные паттерны, по результатам чего пользователю может быть заблокирован доступ к чужим телефонным номерам. Кроме того, недавно была запущена возможность верификации профиля на сервисе с помощью учетной записи VK Connect, добавили в «Юле». В Avito на запрос не ответили.

Как ранее сообщалось, Минцифры также обсуждает подключение сервисов объявлений к идентификации через Единую систему идентификации и аутентификации, используемую на госуслугах.