Меню

Экономическаяпреступность сегодня

27 Ноя 2022, Воскресенье, 07:53
13.12.2021

Роботы-мошенники осенью стали звонить россиянам в 35 раз чаще

Осенью 2021 г. мошенники стали звонить россиянам с помощью роботов-помощников в 35 раз чаще, чем в начале года, сообщили в понедельник «Известия» со ссылкой на исследование Kaspersky Who Calls. Злоумышленники имитируют голосовое меню банка, продолжая разговор только с теми, кто потенциально готов поверить в обман.

Схема выглядит примерно так: человеку поступает звонок, фейковый робот банка сообщает, что от имени владельца счета было произведено некое действие. Например, была отправлена заявка на получение кредита или запрошен перевод крупной суммы денег. Далее абонента просят нажать в тональном режиме 1, если он действительно запрашивал ту или иную операцию, и 2 — если нет. Во втором случае клиента переводят на живого «специалиста службы безопасности банка», и уже он пытается выманить платежную информацию (например, CVC) или код из СМС, который подтверждает вход в онлайн-банк с устройства преступника.

О схеме обмана с помощью голосовых помощников знают в Банке России. В регуляторе добавили, что такой звонок может ослабить бдительность клиента. В ЦБ также сообщили, что в 2020 г. выявили и отправили на блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, с которых злоумышленники обзванивали клиентов банков. Это почти вдвое больше, чем годом ранее. За три квартала этого года Центробанк инициировал блокировку уже более 42 тыс. преступных номеров.

Тренд на увеличение числа мошеннических звонков с помощью роботизированных помощников по сравнению с прошлым годом также подтвердили в ВТБ и банке «Зенит». В сравнении с «классической» схемой прозвона этот способ является более вредоносным: во-первых, уровень доверия к цифровым помощникам у жертв выше, а во-вторых, использование роботов-помощников снижает расходы мошенников на человеко-часы как минимум в два-три раза, полагают эксперты.